Страница Дефектолога

Учитель-дефектолог  Лазо Наталия Николаевна 

 

КТО ТАКОЙ ДЕФЕКТОЛОГ?

Дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога:

1. Сенсомоторное развитие: развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв; развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; развитие тактильных ощущений; развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; развитие тонкости и целенаправленности движений; развитие кинестетических основ движений; развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «зеркальное рисование», «ухо – нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).

2. Формирование пространственных представлений: формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты); формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); развитие пространственного праксиса; развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов: тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «запомни звуки»; игра «забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание рядов букв).

4. Развитие межанализаторных систем: взаимодействие и развитие слухомоторной координации; развитие зрительно-моторной координации; развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу; выстукивание ритмической структур по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.

5. Формирование функций программирования и контроля собственной деятельности: регуляция простейших двигательных актов; формирование умения ориентировки в задании; формирование умения планирования этапов выполнения задания; формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).

8. Формирование вычислительных навыков и навыков решения задач. Формирование понятия числа, числовой последовательности, вычислительных навыков, навыка решения задач разного типа, понятия о геометрических формах, построениях.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений).


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ